Тема: В.Д. Берестов «Хитрые грибы»
Целеполагание: - ознакомить детей с произведением В. Берестова;
-
расширить знания о съедобных и несъедобных грибах;
- учить
детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;
- отрабатывать навыки выразительного чтения;
- развивать память, речь,
внимание;
- воспитывать бережное
отношение к природе.
Оборудование: карточки-иллюстрации с изображением
различных грибов, загадки, книги о грибах.
Ход урока
I
Проверка домашнего задания
(Фронтальный
и индивидуальный опрос).
II.
Актуализация знаний. Постановка цели урока
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в
лес.
- Какие природные богатства хранит в себе лес?
Что полезного нам дает?
- А знаете ли вы, какой из этих даров леса не
является растением?
- Чтобы об этом узнать, давайте откроем
учебники и читаем.
III. Изучение нового материала
1) Вступительное слово
учителя.
Отгадайте:
И на
горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В
шапках молодцы стоят. (Грибы)
Раньше грибы считали
растениями. Но сейчас учёные выделяют их в особое царство живой природы. Грибов
на свете очень много. И они очень и очень разные.
Многие ходили в лес,
собирали и Подосиновики, и крепыши Белые, и веселые Лисички, и Рыжики, и
разноцветные Сыроежки, и мохнатые Волнушки, и растущие кучками на старых пнях
Опята. И, конечно, обращали внимание на Мухоморы с ярко раскрашенными шляпками.
Все это грибы. Вернее, их плодовые
тела. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из тонких белых ветвящихся нитей
- грибницы, или мицелия. Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных
веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела.
Но грибы не только то, что
растет в лесу под елкой или на поляне, и что мы собираем в корзинки.
Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба - гриб. Трутовик,
выросший на стволе дерева, тоже представитель грибного царства Твердые
полосатые образования, похожие на копыта, на стволах берез - и это грибы.
Белый налет на ягодах крыжовника, который потом становится темным, и рыжие
округлые пятнышки на листьях смородины - тоже грибы. И всем известные дрожжи -
грибы.
Около 100 тысяч грибов
растет на нашей планете.
Размеры грибов также самые
различные. Есть грибы - великаны. Диаметр их до 1,5 метра. А у грибов -
малюток - всего миллиметр. Есть и микроскопические грибы. Их можно увидеть
только под микроскопом, так они малы.
Многие грибы очень «дружат»
с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.
Большинство грибов
относятся к группе, которую называют шляпочные грибы.
2). Первичное чтение.(с.77)
Читает подготовленный
учащийся.
3). Беседа после чтения.
- Что нового для себя вы узнали из прочитанной
статьи?
- Сколько видов грибов существует?
- Какие грибы вам известны?
- На какие две группы их можно разделить? (Съедобные
и несъедобные.)
- Какие несъедобные грибы вам известны?
- А знаете ли вы, какой несъедобный гриб
приносит пользу некоторым животным?
4) Сообщения детей о
съедобных и несъедобных грибах.
Различают съедобные и
условно съедобные грибы, ядовитые и другие несъедобные грибы.
Съедобные – это те грибы, которые можно готовить сразу, без
предварительной обработки. Условно съедобные нужно сначала
отварить, а воду слить (иногда их отваривают и сливают воду дважды). Только при
этом условии их можно есть, а иначе – ни в коем случае!
Ядовитые грибы содержат яд, очень опасный, а иногда и смертельный
для человека. другие несъедобные грибы яда не содержат, но они очень неприятные
на вкус, например, ужасно горькие.
Многие грибы очень похожи
друг на друга и различить их трудно. Поэтому собирать грибы нужно только со
взрослыми.
IV.
Физкультминутка
V.
Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы».
1. Подготовка к восприятию.
- Ребята, а в какое время года собирают грибы?
- Кто из вас любит собирать грибы?
- А знаете ли вы, как правильно нужно собирать
грибы (Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, рассказывает учитель.)
- А сейчас писатель В. Берестов расскажет нам,
как он ход в лес собирать грибы.
2. Первичное чтение.
3. Беседа после чтения.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какое настроение вызвало оно у вас? Почему?
- Какие строки стихотворения показались вам смешными.
Почему?
- Где искал грибы автор? Найдите в тексте и
прочитайте.
- С чем же автор перепугал
грибы?
- Мог ли на самом деле
автор перепугать грибы большой корзиной?
- Почему же он не нашел ни
одного грибка?
- С какой интонацией надо
читать это стихотворение?
- Какое настроение передает
нам автор стихотворения?
- Прочитайте выразительно,
передавая настроение.
4. Выразительное повторное
чтение.
VI. Закрепление нового материала
Отгадайте загадку.
- А давайте мы сейчас посмотрим, насколько
хорошо разбираетесь в грибах. Вы должны вспомнить, как называется гриб и
отличить съедобный гриб от несъедобного.
(Учитель читает
загадку, показывает детям карточки с изображением грибов.)
Серенькие
шляпки.
Рябенькие
ножки.
Под
березою растут.
Как
их зовут? (Подберезовик)
А
этот красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На
шляпке горошки. (Мухомор)
- А
почему мухомор получил такое название? (Настоем этого гриба раньше морили
мух.)
- А можно ли его сбить
ногой, раз он ядовитый? (Нет, он жит лекарством для животных)
Средь
молодых сосенок
В
блестящей темной шапочке
Растет
грибок... (Масленок)
- Почему
его так назвали? (В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом.)
Люблю я в разных шапках
быть,
То в
желтой, то в зеленоватой,
То в
красной или в сероватой.
Собирай, не мешкай, это ... (Сыроежки)
- Почему
их так назвали? (Они любят сырые места, сухости не переносят.)
- Давайте сразу договоримся: сырыми есть их не
будем!
- Ребята, а какое правило должны знать люди,
которые собирают грибы? (Не вырывать их вместе с грибницей, не нарушать
моховой ковер под деревьями. Грибы надо аккуратно срезать ножиком.)
Грибная угадайка