Проектно-исследовательская
деятельность как средство развития
потенциальных
возможностей ребёнка.
Составила: Черникова Ирина
Васильевна, учитель начальных классов
МОУ Заболотовская СОШ
Современная действительность
– это время пересмотра идеалов, переоценки
ценностей. Дегуманизация общества
тревожит в первую очередь педагогов.
Очевидно, что начальное образование
в нашей стране нуждается в существенном
реформировании на основе принципов
гуманизации.
Под гуманизацией образования
понимается гуманное (человеческое)
отношение к ученику, умение принимать
ребёнка таким, какой он есть, с его
индивидуальными особенностями, при
этом помогать развитию и становлению
личности, создавая психологический
комфорт.
Наиболее благоприятный в
нравственном становлении личности -
младший школьный возраст. Именно первый
учитель закладывает в начальной школе
основу знаний, умений и навыков, с
которыми дети пойдут по жизни. А воспитание
активной жизненной позиции человека
осуществляется в ходе всего учебного
процесса. Ведь надо научить детей не
только писать, считать и читать, но и
жить в этом взрослом мире в гармонии с
людьми и самим собой.
На становление личности младшего
школьника оказывают влияние классный
и школьный коллектив, отношения с
одноклассниками, родителями, учителями.
Передо мной встал вопрос: как
раскрыть и развить в ребёнке то, чем
богата каждая личность, как при этом не
навредить, не сформировать возможные
психологические комплексы.
На развитие потенциальных
возможностей ребёнка, его личностных
качеств и способностей направлена
проектно-исследовательская технология
(ПИТ). Практическая, социальная и
учебно-познавательная деятельность
позволяют применять приобретённые
знания, и умения в реальных жизненных
ситуациях. Создаёт благоприятные
условия для развития гармоничных
взаимоотношений детей, формирования
нравственных основ поведения.
Используя в работе
проектно-исследовательскую технологию,
стараюсь ориентироваться на самостоятельную
деятельность учащихся (индивидуальную,
парную, групповую), которую они выполняют
в течение определённого времени, при
непосредственном участии родителей.
Стремлюсь к тому, чтобы родители учеников
в повседневном общении со своими детьми
поддерживали их познавательные
инициативы, пробуждаемые на наших
уроках.
Совместное сотрудничество
создаёт условия для гуманизации отношений
в коллективе. Каждый понимает, что он
может добиться успеха только при условии,
что и остальные члены группы будут иметь
положительный результат в достижении
своих целей.
Плавный переход от индивидуальной
работы к работе в группах, а затем обратно
к самостоятельной (индивидуальной)
работе помогает ребёнку раскрыть свои
(порой неожиданные) наклонности и
способности.
Сотрудничество детей и родителей,
умение слушать и слышать друг друга,
уважительное отношение к мнению других,
взаимопомощь – лишь малая часть тех
задач, которые я надеюсь решить, используя
в своей работе проектно-исследовательскую
технологию.
Становление гармонически развитой
и творчески активной личности невозможно
без воспитания уважения к духовным
ценностям, любви к природе. На уроках
окружающего мира можно достаточно
успешно влиять на формирование личности
младшего школьника, его нравственных
представлений и понятий.
В ходе реализации уроков-проектов
дети приобретают и закрепляют
коммуникативные навыки (умение слушать
и слышать, рассуждать, задавать вопросы,
анализировать). Исследование оказывает
положительное воздействие на развитие
у учеников речи, познавательных процессов
(развитие мышления, воображения, памяти,
внимания), а также творческих способностей
и эмоциональной сферы.
Всё узнанное и понятое детьми
формирует внутренний мир ребёнка,
воспитывает в нем добрые чувства,
уверенность в себе. У детей возникает
потребность мыслить, дерзать, творить.
А это и является основной целью гуманизации
образования.
Общеизвестно, что именно в
начальном звене закладываются
общечеловеческие ценности. «Что посеешь,
то и пожнёшь!» - гласит народная мудрость.
Это значит, что нам, учителям, необходимо
заронить в души наших детей зёрна
доброты, отзывчивости, внимания.